Александр Макушин: «Секреты успешной портретной съёмки». Урок #3




Александр Макушин: «Секреты успешной портретной съёмки». Урок #3

1. Помнить о правилах, но время от времени нарушать их 

Многие фотографы убеждены в том, что портрет – это исключительно крупный план; что горизонт должен быть исключительно ровным, а сам портрет идеальным по цвету и свету. На мой взгляд, первична идея и задача. Если мы хотим сделать правильный классический портрет с мягким светом – выполняем эту задачу. Если наша цель состоит в том, чтобы показать психологическое состояние героя или рассказать интересную историю, не стоит ограничивать себя правилом третей, ровной линией горизонта или конкретным фокусным расстоянием. Главное – иметь понимание, что и почему ты это делаешь. Современная фотография уже давно существует вне каких-то стандартных правил и позволяет миксовать ракурсы, свет, подходы, оптику. Чем большим количеством приёмов мы обладаем, тем проще нам будет снимать в непривычных обстоятельствах. 

 


@ Александр Макушин «Владислав». 2023 г.

С точки зрения классической фотографии этот кадр – брак. Здесь нет ровного горизонта, снимок залит ярким светом, жесткие тени. Но именно это и усиливает эмоциональное состояние героя, находящегося в состоянии ярости.

2. Общение с моделью

Множеству фотографов сложно найти общий язык с моделью в кадре. В результате чего во время съёмочного процесса нарастает психологическое напряжение, и модель чувствует себя некомфортно. Самое простое здесь – отнестись к человеку, которого ты фотографируешь, как к своему другу. Например, первые 10 минут фотосессии я практически не снимаю. Расставляя оборудование или настраивая фотоаппарат, спрашиваю человека об увлечениях, погоде за окном или рассказываю анекдот, чтобы он расслабился и понял, для него ты (как фотограф) абсолютно безопасен. Искусство Small Talk – великая вещь, и его важно органично развивать, чтобы спустя время этот навык стал частью тебя.

 


@ Александр Макушин «Актриса Алиса Рыжкина». 2023 г.

Чем быстрее между фотографом и моделью наладится контакт, тем проще будет реализовывать нетипичные кадры, в том числе и в динамике. Человек должен вам доверять. 

3. Важно всегда думать о свете

Независимо от того где мы снимаем – на открытом воздухе или в студии – всегда заранее важно продумывать, какой нам понадобится свет. Если речь о съёмке на пленэре, наиболее безопасным и выигрышным вариантом станет фотосессия во время так называемого "золотого часа". Этот период длится полтора часа до захода солнца. Это условия наиболее мягкого освещения, идеально передающего оттенки кожи и окружающего пространства. Главное, чтобы солнце не светило со стороны фотографа. Нужно поступать с точностью наоборот - источник света (солнце) должен быть позади модели, являясь одновременно и заполняющим (атмосфера отражает лучи) и контровым.

Если съёмка происходит в студии, то нужно либо бронировать пространство на такое время, когда в окно не попадают прямые лучи солнца, либо использовать подходящие модификаторы для вспышки и устанавливать их под правильным углом относительно модели.

Если у вас есть затруднения с расстановкой оборудования или световых схем, просто обратитесь в администратору за помощью. Как правило, там работают компетентные ребята, способные помочь и дать полезную информацию. Причём бесплатно. 

 


@ Александр Макушин «Актриса Катерина Беккер». 2019 г.

Обратите внимание на мягкость света в "золотой час". Оттенки передаются максимально точно, при этом у нас есть свобода действий практически на любой локации: от городских ландшафтов до открытых природных пространств. 

4. Технические нюансы

Несмотря на богатое оснащение студий, вы можете самостоятельно приобретать недорогие и полезные гаджеты для съёмок. Например, для эффекта преломления света можно использовать обычный стеклянный кристалл от гирлянды, крутя его у объектива. 

 


@ Александр Макушин «
Анастасия». 2021 г.

Для создания такого эффекта мне понадобился обычный кристалл от старой люстры. Свет преломляется и искажает картинку, добавляя интересный эффект. Без него, на мой взгляд, снимок смотрелся бы скучнее. 

Для добавления цветных рефлексов или окрашивания определенным светом съемочного пространства на рынке представлено огромное количество недорогих карманных RGB-панелей. С таким дополнением можно реализовать интересную фотосессию в любом пространстве, даже обычной квартире. 

 


@ Александр Макушин «Татьяна». 2021 г.

Весь свет  для освещения здесь от двух карманных RGB-панелей, если не учитывать торшер на заднем плане. Даже с помощью таких небольших, но мощных источников можно создавать отличные снимки в условиях полной темноты. 

Если вам необходим сконцентрированный световой пучок, полезной вещью окажется, так называемая проекционная насадка.  

 


@ Александр Макушин

Эти кадры я сделал, используя собственную проекционную насадку, освещающую определенные участки. 

5. Цвет – всему голова

Несмотря на то, что наука о цвете – это огромный объем данных, существует несколько несложных правил. Например, одно из них – ориентироваться в своих съемках либо на создание картинки, где все оттенки перекликаются друг с другом (последовательная цветовая схема), либо создают органичный цветовой контраст с помощью, так называемых комплементарных сочетаний. Посмотреть цветовые сочетания можно с помощью бесплатных сервисов вроде Adobe Color. Идеальное решение – согласовать цвета одежды и окружения до съёмки. Вам не придётся ничего корректировать в фотошопе, а картинка сразу будет выглядеть максимально органично и привлекательно.

 


@ Александр Макушин «
Диша». 2022 г.

Использование последовательной или комплементарной цветовой схемы хотя и кажется простым и где-то даже скучным делом, но в итоге получаются кадры, привлекательные, прежде всего, своими цветовыми сочетаниями.

6. Посмотри, повтори

Многие фотографы открещиваются от желания повторять съёмки известных мастеров, боясь получить копию оригинала. На мой взгляд, именно попытки повторить работы интересующих вас фотографов и позволяют быстрее прокачать необходимые навыки и открыть для себя порой оригинальные подходы к съёмкам. Повторить на 100% понравившуюся фотографию мастера вы никогда не сможете, зато у вас может получиться собственный оригинальный снимок. Во время реализации идея будет трансформироваться и перерабатываться.

 


@ Александр Макушин «Екатерина». 2022 г.

 У этой серии и отдельного кадра есть прямой источник вдохновения на основе снимков известного классика фотографии, но этого практически не уловить. Во время съёмки первоисточник никогда нельзя будет повторить, ведь в кадре другой человек со своими уникальными особенностями, даже если свет и объекты совпадают.

7. Обработка

Идеальным вариант, когда ещё до момента съёмки вы понимаете особенности будущей обработки в редакторе. Если обычные портретные фотосессии требуют лишь базовой работы в редакторе, то концептуальные работы необходимо продумывать и зарисовывать заранее, чтобы проработать мелочи.

 


Александр Макушин «The One». 2020 г.

Эта работа – результат так называемого компоузинга, где все фигуры в кадре – одна и та же модель. Мы сделали несколько снимков с накинутой тканью. Затем сделали фото  с красным платком. В итоге оставалось лишь сшить фигуры в Фотошопе. До съёмки я сделал набросок в блокноте, чтобы понимать технологию создания и компоновки фигур. 

8. Критика

Когда у вас будут получаться интересные или необычные фотографии, вы будете сталкиваться с критикой коллег. В своей практике слышу неодобрительные отклики, когда зрители видят результат какой-то нетипичной съемки с заваленным горизонтом или использованием вспышки в лоб. Не давайте голосу со стороны заглушить ваш внутренний голос. Продолжайте идти вперёд! Если вы видите реакцию на ваши работы, значит, они как минимум вызывают эмоциональный отклик. Это очень важная вещь в мире, где срок жизни фотографии равен одной секунде просмотра в ленте социальной сети.

Александр Макушин
Сайт автора

***

Александр Макушин: «Портретная съёмка. Введение». Урок #1
Александр Макушин: «Портретная съёмка. Основные правила и технологии жанра». Урок #2
Александр Макушин: «Портретная съёмка. Ошибки в портретном жанре». Урок #4