Обзор Panasonic LUMIX GH6




Обзор Panasonic LUMIX GH6

Ровно 5 лет назад в это же самое время – конце мая, начале июня 2017 года, – я снимал обзор Lumix GH5. На тот момент «пятый гаш» был самой прогрессивной беззеркалкой в плане съемки видео. То есть имел для этого лучшие возможности среди всех остальных гибридных камер.

К 2022 году беззеркалки стали гораздо более продвинутыми. Они могут снимать видео в 6К, 8К, причем используют для этого не только сильную компрессию, но и сырые форматы без сжатия, сохраняя исходники на сверхбыстрые внутренние накопители. Технически, некоторые, по сути, любительские гибридные камеры из верхнего ценового сегмента, превосходят большинство профессиональных кино- и видеокамер (я не учитываю здесь удобство и время работы, навесное оборудование, аксессуары и прочие моменты, которые гораздо важнее для профессиональной работы, чем голая техническая возможность). И, тем не менее, современного пользователя удивить количеством пикселей или частотой кадров практически невозможно.

Lumix GH6 на фоне современных флагманов выглядит крепким середняком и по возможностям и по цене. Камеры серии GH завоевали себе уважение своей надежностью и долгим, тяжелым трудом. Будет ли достойна GH6 такой же любви пользователей сегодня и будем выяснять.

За что я люблю беззеркалки Lumix, так это за наглядность. Ты берешь камеру в руки и сразу видишь, как ею управлять. Попробуйте с первого раза угадать, где что находится, например, на любой современной камере Sony, где на половине кнопок просто нарисованы цифры, или переключиться с авто на ручной фокус в Canon EOS R5 или R6, если такого переключателя нет на объективе. Первое знакомство с камерой Fujifilm вообще способно вогнать в ступор не подготовленного человека.

На GH6 все рычажки и колеса понятны, а кнопочки аккуратно подписаны, да, их функционал можно изменить, но чаще всего в этом не возникает необходимости. Любой человек, даже совсем не знакомый с системой, может начинать съемку без предварительной подготовки и долгого залипания в меню, в поисках нужной настройки.

Внешних отличий от GH5, по большому счету, не так много. Чуть более угловатый корпус, что, впрочем, не сделало камеру менее удобной; кнопка DISP переехала вниз из-под большого пальца, где ей было не место, потому что там она нажималась случайно; добавился рычаг блокировки, причем вы можете выбрать какие органы управления будут заблокированы, а какие останутся функционировать; дополнительная кнопка записи появилась на передней панели – реверанс в пользу профессиональных пользователей.


Верхняя кнопка включения записи на верхней панели сдвинулась назад, что, на мой взгляд, стала менее удобно

Кнопка записи на верхней панели сдвинулась назад и, на мой взгляд, стала менее удобной. Теперь под большим пальцем при хвате «от груди» все время оказывается кнопка вызова параметров записи звука. На GH5 вот в этом месте было сделано лучше.


Удобный поворотный экран

Компания Panasonic разработала для своих камер самый универсальный механизм поворотного экрана, который удовлетворит любого пользователя. Можно использовать встроенный мониторчик, как откидной или поворачивать его во всех плоскостях – кому что нравится. Мы видели такое решение на полнокадровой Lumix S1H, а теперь оно применяется и в GH6.

Сразу у экрана находится активная система охлаждения – при непрерывной съемке видео без неё не обойтись. Разъемы микрофона и наушников не перекрывают экран и не ограничивают его свободу:


Слева от экрана – выход вентилятора (слева). Разъемы микрофона и наушников не мешают перемещению экрана (справа)

В GH6 установлена новая матрица на 25 Мп. Это разрешение очень близко к оптимальному для видеосъемки. Потому что снятый со всей площади матрицы сигнал можно использовать в чистом виде или сделать передискретизацию до 4К без чрезмерной нагрузки на процессор камеры.

Максимальное разрешение видео, которое эта камера способна записать – это 5,7К с частотой кадров до 60 к/с, что, на мой взгляд, гораздо более полезно, чем, например, 8К 30 к/с. В обозримом будущем более высокая частота кадров выглядит предпочтительнее сверхвысокого разрешения. Самая большая частота кадров составляет 120 к/с в 4К и 300 к/с в FHD. Ну и традиционно камеры Lumix поддерживают анаморфотные режимы, то есть open gate 5,8К с соотношением сторон 3х2 здесь присутствует.

Вообще в GH6 около 40 различных режимов видеосъемки, перечислять их я не буду – это будет слишком долго, – если есть желание, посмотрите в технических характеристиках. Имеет смысл запомнить, что всё видео разрешением больше, чем Cinema 4К или с частотой кадров выше, чем 60 – можно записывать только с межкадровым сжатием. Для всех остальных, наиболее часто используемых режимов, есть выбор: сохранять исходник с межкадровой (Long-GOP) компрессией или с внутрикадровой (All-I).

Я напомню, что режимы записи в межкадровым сжатием, за счет сложных алгоритмов компрессии позволяют сохранять видео с неплохим качеством и достаточно низким битрейтом. Что, в свою очередь, даёт возможность использовать более медленные, а значит и относительно недорогие карты памяти. Плюс такое видео занимает меньше места на этих носителях. Однако, в некоторых ситуациях, использование таких режимов съемки приведет к появлению отчетливо видимых невооруженным глазом артефактов сжатия. Режимы с внутрикадровой компрессией позволят сохранить видео с максимальным качеством – не зря все профессиональные кодеки имеют именно такой способ кодирования, но и битрейт в этом случае может быть в разы ваше, со всеми вытекающими последствиями.

При съёмке All-I видео в разрешении UHD и C4К с частотой кадров 50-60 к/с в этой камере можно выбрать битрейт. Есть настройка LOW – 600 мбит/с и HIGH – 800 мбит/с. Разница, на первый взгляд, не очень большая, но может быть важной в некоторых ситуациях. Кроме того, GH6 умеет сохранять на внутреннюю карту памяти видео, используя кодек Apple ProRes. На моей памяти это первый случай, когда беззеркалки среднего ценового диапазона получают такую возможность. Сейчас этот функционал доступен только в разрешении 5,7К и с частотой кадров до 30 к/с. Битрейт при этом может достигать 1,9 Гбит/с.

В ближайшее время Panasonic с помощью обновления прошивки обещают добавить запись в ProRes c разрешением 4К и FHD, но с частотой кадров до 60 к/с. Битрейт должен остаться на прежнем уровне.

Естественно, что для сохранения информации с такими скоростями передачи данных, нужны очень быстрые носители. В GH6 есть два слота для карт памяти. Один из них для карт SD, с возможностью установки самых быстрых карточек SDXC II V90, а другой CFExpress Type B. Видео с битрейтами до 600 мбит/с можно сохранять на подходящую по скорости карту памяти в любом из слотов. Все что имеет битрейт 800 мбит/с и выше – только на карту CFExpress.

Однако, производитель сохранил возможность снимать видео и с очень низким битрейтом. Довольно часто, даже в моей практике случаются ситуации, когда нужно записать долгое событие, например лекцию, интервью или концерт; одним куском без перерыва. Обычно слишком уж высокие требования к качеству в такой ситуации не предъявляются. В GH6 можно выставить битрейт от 20 Мбит/с для FHD до 100 Мбит/с в 4К 60 к/с при этом, что важно, сохраняется возможность 10-битного кодирования.

Чувствительность ISO никогда не была сильно стороной матриц микро 4/3, можно по пальцам пересчитать камеры с таким датчиком изображения, которые хорошо справлялись бы с экстремально низкими уровнями освещения. Мне, честно говоря, в голову приходит всего один пример – Lumix GH5s.

Но за последние годы у меня, например, всего несколько раз возникла необходимость поставить значение ISO 1600 и ни разу выше, чем ISO 3200. Это при том, что я снимаю для совершенно разных проектов: репортаж, постановка, корпоративное кино и документалка. С другой стороны, я не снимаю свадьбы, а основной трэш творится именно там.

На обычном GH5 максимальное рабочее ISO составляет как раз те самые 3200 единиц и GH6 в этом смысле ушел от своего предшественника не слишком далеко. Если снимать в стандартном режиме с параметрами шумоподавления по умолчанию (NR 0), то начиная от ISO 100 ISO до 800 уровень шума минимальный, потерь детализации и цветопередачи нет. Такие настройки можно смело использовать для любых, даже самых требовательных к качеству задач. На 1600 ISO появляется чуть заметный шум, но так же без всяких последствий для картинки. На 3200 ISO шум становится больше, а результаты внутрикамерной обработки выражены сильнее, впрочем,  тоже не слишком критично. На 6400 ISO и выше из-за работы шумодава потери детализации уже хорошо заметны, снимать на этих значениях я бы не стал. Однако если убрать параметр Noise Reduction до упора в минус или использовать  логарифмический профиль, где шумоподавление выключено по умолчанию, то вполне неплохой материал можно получить и на ISO 6400. Ну, может быть немного придется поправить его на посте. V-Log L, я напомню, здесь установлен по умолчанию, его не нужно докупать отдельно, как на предыдущих камерах серии. Минимальное ISO при съемке с логарифмическим профилем составляет 250 единиц.

Panasonic в грядущей прошивке так же обещает добавить возможность вывода через HDMI сырого 12-битного исходника для записи его на внешний рекордер. Пока речь идет только о ProRes RAW и рекордерах Atomos, про Blackmagic RAW тишина, а жаль. Но в любом случае можно будет менять значение ISO уже на посте, а пока все же лучше добавить чувствительности на съемке.


При тестировании мы использовали свет Godox Knowled M600D

Мне приходилось слышать такое мнение, что если камера хорошо снимает на высоких значениях ISO, то никакого дополнительно освещения можно не использовать. Конечно это не так. Свет — самый важный инструмент, который есть у оператора. При помощи него и создается картинка. Фактически, оператор, прежде, чем учиться работать с камерой, должен научиться работать со светом. Для начала подойдет естественное освещение, потому что наше солнце дает яркий, качественный и бесплатный свет, что очень важно на начальном этапе. Однако у этого света есть очень большой недостаток: он постоянно меняется и из-за этого им  крайне сложно управлять.


Godox Knowled M600D

Поэтому умные люди сделали источники искусственного освещения. Тоже яркие, качественные, но уже, конечно, не бесплатные. Зато они легко подчиняются человеку.

Я последние пару месяцев использую в своей работе осветительные приборы Godox. Один из них — новинка компании Godox Knowled M600D. Это классический светодиодный осветитель профессионального уровня с фиксированной цветовой температурой 5600К. Он состоит из двух основных частей. Собственно, самого осветительного прибора, который содержит в себе светодиодную матрицу и систему охлаждения, и внешнего блока, он исполняет весь функционал питания и управления.


Godox Knowled M600D

Максимальная мощность прибора составляет 740 Вт, при использовании комплектного рефлектора он способен дать освещенность 15700 люкс на расстоянии 3 метров. При этом Godox Knowled M600D имеет отличную цветопередачу. CRI заявлен на уровне более 96, а TLCI более 97. Так что по качеству он близок к идеальному источнику света, каким считается наше солнце.

Этот осветительный прибор может работать не только от сети, но и от аккумуляторов V-mount. Правда, со сниженной яркостью. При питании от двух батарей на 14,7 В он способен отдавать 40% максимальной мощности. Впрочем, это эквивалентно примерно яркости 300-ваттного осветителя, чего во многих ситуациях будет более, чем достаточно.


При питании от 2-х батарей, Godox Knowled M600D выдает до 40% мощности. Управлять прибором можно при помощи кнопок на блоке питания 

Управлять прибором можно при помощи кнопок на блоке питания/управления, так же можно включить прибор в цепь DMX и менять параметры с пульта дистанционно, либо через Bluetooth с  помощью мобильного приложения. Причем в этом приложении можно создавать группы и контролировать сразу несколько разных приборов Godox. И если в случае с Knowled M600D это будет управление яркостью и различными эффектами, то с другими приборами можно будет менять цветовую температуру и регулировать RGB функционал.


Светодиодная трубка Godox RGB TL 120

У меня есть такой прибор — это светодиодная трубка Godox RGB TL 120. В последние пару лет такие приборы стали очень популярны. Во-первых, потому что у них очень широкий функционал: эту трубку (или несколько таких) можно использовать и как основной источник света с изменяемой цветовой температурой от 2700К до 6500К, так и в качестве вспомогательного: подсветить какую-то часть кадра белым или светом любого другого оттенка, создать эффект — здесь их 14, включая цветные, например, эффект горящего огня, фейерверка, просто плавная смена всех оттенков, машины скорой помощи, пожарной или машины полиции.

Есть возможность включить сигнал SOS, ну мало ли, вдруг вы попадете с этой трубкой на необитаемый остров. А так же на корпусе есть микрофон, который позволяет ей мигать в соответствии с окружающими звуками. Это будет полезным при съемке музыкальных или танцевальных клипов. Во-вторых, они дают красивые отражения. В-третьих, трубки очень компактны, их легко спрятать. Но главное, они отлично смотрятся в кадре. Ими можно дополнить оформление сцены или вообще использовать вместо декораций.

Она достаточно яркая — 30 Вт, имеет встроенный аккумулятор, от которого может работать до 2,5 часов на полной мощности. Так же, кроме прямого управления кнопками на корпусе, имеет возможность включения в цепь DMX или дистанционного управления с пульта или смартфона. Должен сказать, что осветительные приборы компании Godox предлагают отличное  соотношение функциональности и цены. Например, Godox Knowled M600D – это один из самых недорогих осветителей с подобными характеристиками из всех предложений на рынке.

Но вернемся к LUMIX GH6. Несколько лет назад, представители почившего в Бозе фотоподразделения компании Olympus, разработки которой в области стабилизации матриц на тот момент были одними из самых передовых, заявили, что в своей новой камере добились максимально возможной эффективности матричного стабилизатора, которая позволяла компенсировать, насколько мне помнится, 6 ступеней экспозиции. Достижению лучших результатов, по их мнению, препятствовала, если я правильно помню, скорость вращения Земли.


Panasonic LUMIX GH6

В общем, либо сотрудники Olympus все-таки ошибались, либо инженеры Panasonic научились обходить законы физики. Заявленная эффективность матричного стабилизатора на GH6 составляет 7,5 ступеней. Чтобы проверить насколько это правда, я через спидбустер установил на камеру объектив Canon EF 70-200 f/2.8 L в его самой первой версии, которая оптической стабилизации не имеет и уехал в командировку в Магадан.

Вряд ли кадры, приведенные в тесте, будут иметь художественную ценность, зато они прекрасно иллюстрируют работу стабилизатора. Не знаю, соответствует ли его эффективность заявленной, но впечатляет — это совершенно точно. Особенно при съемке в движении. Асфальтовое покрытие на северных дорогах портится очень быстро, машину трясет довольно сильно. Обычно в такой ситуации нужно устанавливать камеру на какой-то внешний стабилизатор, но здесь все выглядит очень плавно при съемке с рук. Впервые на моей памяти в камере адекватно работает электронная стабилизация: за счет небольшого дополнительного кропа она позволяет на длинном фокусе практически «заморозить» кадр, как будто камера установлена на штативе. Много материала отснято на эквивалентном фокусном расстоянии от 120 до 300 мм. Подобный результат я получал, когда снимал на видеокамеру Lumix HC-X2000. Но там матрица совсем микроскопическая, её стабилизировать гораздо легче.

В общем, с разработкой систем стабилизации у Panasonic все отлично, а вот со следящим автофокусом дела пока не очень. Я честно пытался использовать его в реальной работе, но каждый раз в итоге переходил на ручную фокусировку.

Даже после обновления прошивки до версии 1.2, где эффективность автофокусировки должны были исправить, все равно остались вопросы. Возможно, дело тут не в самой камере, а в объективах, или в условиях освещения, или ещё в чем-то другом, но меня, как пользователя это волнует мало – автофокус не всегда выполняет поставленную задачу.

Лично меня это вообще не волнует – я-то как раз работаю с ручной фокусировкой, но сотни тысяч потенциальных покупателей подобных камер не мыслят себе съемки без следящего автофокуса и сделать его полностью рабочим будет полезно с точки зрения бизнеса.

На сегодняшний момент я могу сказать следующее: в некоторых условиях, при хорошем освещении, при достаточно контрастной картинке и когда камера или объект съемки не слишком активно двигается, следящим автофокусом в принципе можно пользоваться; как только условия усложняются, не важно чем – освещением, резким движением камеры или использованием логарифмического профиля – начинаются промахи.

Учитывая сколько сил и средств уже в это вложено, мне кажется, что Panasonic сделали самую эффективную систему контрастного автофокуса, которую только возможно сделать. К сожалению, этого недостаточно. Но когда они в конце концов прикрутят к ней ещё и фазовую систему автофокуса, – а такой момент, я верю, обязательно наступит – это будет самая эффективная гибридная система автофокуса. Мне так кажется.

Получается, что Panasonic Lumix GH6 не совершила никаких прорывов, как в свое время это сделали GH4 и GH5. Всё, что предлагает эта камера, так или иначе уже доступно в беззеркалках как самой Panasonic, так и других производителей.

Однако мне кажется, что времена, когда нужно было кого-то впечатлять уже позади. Сейчас гораздо важнее создать инструмент, который давал бы максимум возможностей для съемки видео и при этом работал бы стабильно! Нет смысла в сверхвозможностях камеры, если ты не можешь ими толком воспользоваться.

Материалы для скачивания

Видео исходного качества (3,6 ГБ), снятое на Panasonic LUMIX GH6, можно скачать по ссылке.





Последние комментарии на YouTube